badgun159 (badgun159) wrote,
badgun159
badgun159

Categories:

И это – новое искусство? О современной постановке оперы «Борис Годунов»

И это – новое искусство? О современной постановке оперы «Борис Годунов»
В один из коротких декабрьских дней нам пришло заманчивое предложение от профсоюзной организации нашего предприятия (работаю я в одном из исследовательских институтов) посетить вечером этого же дня Оперный театр, оперу Мусоргского «Борис Годунов». Думать было нечего – это же опера! А об опере у меня сохранились самые тёплые воспоминания ещё со школьной скамьи. К тому же совсем недавно посетил оперу А. Бородина «Князь Игорь» в постановке Юрия Лаптева, чем многократно усилил восторг детских лет. Согласился не задумываясь. Спектакль начинался в 18:30, сразу после работы.

Торжественно вошли в зал, в предвкушении ждали открытие занавеса, и… взору предстало что-то непонятное. Сначала решил, что спектакль перепутал. Звали на оперу "Борис Годунов", а на сцене размещена стена, обитая листовой ржавой жестью, и стоят люди в серых робах. Проверил - нет, всё правильно. И музыка та, и либретто. Но что не так? Не могли же авторы использовать такие декорации из экономии – я прекрасно знаю, что декорировать мастера театра умеют выше всяких похвал.

Оказалось, затащили меня на подделку диссидюжника. Дают вроде как «новый взгляд» на вечные истины.

Дадим слово режиссёру постановки Александру Тителю:
«“Борис Годунов” — произведение по-прежнему нас волнующее, заставляющее переживать, размышлять. Опера о кризисе — и это заложено в самом сюжете. Речь идет о кризисе во взаимоотношениях власти и народа, спровоцированном сменой династии — в результате народ перестает доверять власти и уважать ее. Я бы хотел, чтобы герои нашего спектакля были узнаваемыми, чтобы перед зрительным залом развернулась живая история. Не ограниченная какими-то временными рамками, рассказывающая не только о том Борисе Годунове, который был, но и о том Борисе Годунове, который будет».
В итоге мы увидели, как зэки в роли народа умоляют Бориса принять власть, как бояре-надзиратели славят царя, как красуется Борис Годунов - директор зоны. Это вот такие герои должны быть узнаваемы современной публикой? Когда священник в одеждах Патриарха передал Годунову скипетр и державу, стало совсем дурно. А потом: проститутка – хозяйка корчмы; безногий ВДВшник в роли юродивого; а беглый урка – Отрепьев – бежит из Москвы–тюрьмы...

Не выдержал. Ушёл посреди картины. Еще и людей за собой уволок.

Насколько нужно ненавидеть свою страну, чтобы ТАК спектакль поставить? И насколько нужно быть бесхребетным, чтобы допустить его показ в своём театре?

Не ожидал от себя такой уязвленности. Застали врасплох. До сих пор в себя прийти не могу.

«Чего они добиваются? Скоро люди совсем в оперу ходить перестанут», - говорит сотрудник театра в гардеробе.

«Погоди, скоро они ещё «Евгения Онегина» поставят в современной обработке», - вторит ей коллега.

А ведь спектакль в постановке Тителя – лауреат Свердловского областного конкурса театральных работ «Браво!» - 2012 в номинациях «лучший спектакль» и «лучшая работа режиссера»!

Более того, он представлен на фестивале «Золотая Маска» - 2014 / номинации: «лучший оперный спектакль», «лучшая работа дирижера в опере» – Михаэль Гюттлер, «лучшая работа режиссера в опере» – Александр Титель, «лучшая работа художника в музыкальном театре» – Владимир Арефьев, «лучшая мужская роль в опере» – Алексей Тихомиров.

«Ну почему они название то же самое оставили? Написали бы сразу, что это не классика, так я бы и бесплатно не пошла!»;

«Теперь понятно, почему билеты бесплатно раздавали. Понятно, почему в семи картинах и без антракта – не все отважатся встать и уйти посреди действия» - возмущались уходящие посетители.


Мы столкнулись с циничным навязыванием публике новых «культурных» стандартов под личиной классических произведений. Нас заманивают на изуродованные спектакли, добиваясь глубинных душевных трансформаций; из нас выколачивают всё высокое, подменяя его пошлостью и низом.

Что это, если не целенаправленная осмысленная война с культурой?

Но больше всего жаль актёров. Они вынуждены погружаться в эту пакость с головой, будучи людьми, полностью зависимыми от администрации театра. А удар от уходящих зрителей бьёт в большей степени именно по ним.

Фото взяты с официального сайта Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета."

Источник – http://eot66.su/articles/i-eto-novoe-iskusstvo-o-sovremennoj-postanovke-opery-boris-godunov"

Tags: "Борис Годунов", Культурная война, Новое искусство, Опера и балет
Subscribe

promo badgun159 april 25, 2015 21:01 1
Buy for 30 tokens
Дорогой читатель. Вашему вниманию предлагается небольшой рассказ, затрагивающий ключевые вопросы жизни и смерти, мотивации и преодоления, делающие человека человеком. Рассказ состоит из трёх последовательных частей и рассчитан на непрерывное прочтение с кротчайшими паузами на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments