badgun159 (badgun159) wrote,
badgun159
badgun159

Categories:

Смотрим вместе. Киборг 2. Стеклянная тень, Cyborg 2. Glass Shadow (1993)

«Future Beware: The Soul Is In the Software» (с)

Перебирая фильмы, о которых хотелось бы написать, взор мой приковала старая работа Майкла Шродера, описывающая в стиле киберпанк события конца ХХI столетия. Фильм не отличается высоким бюджетом и грандиозным кассовым сбором. Массовый зритель более отмечает первый фильм трилогии, в котором главную роль сыграл уже известный тогда в Голливуде Жан Клод Ван-Дамм, и поливают помоями третий фильм, на который Шродеру продюссеры выделили совсем крохотный бюджет и очень сильно порезали сценарий. Второй фильм выделяют только поклонники Анджелины Джоли, чья ранняя работа по достоинству оценивается критиками. Но искушённый зритель выделяет "Стеклянную тень" именно как один из классических шедевров в стиле киберпанк.




[Сюжет]
Сюжет
"В 2074 году Земля охвачена борьбой крупнейших корпораций. Кобайяши Электроникс (Япония) и Пинуил Роботикс (США) сражаются за контролем над индустрией производства программного обеспечения и производства киборгов. Киборги заменили людей во всех отношениях: от солдата на поле боя до проститутки в борделе. На карту поставлены миллиарды долларов. И как всегда, жажда денег стала причиной всех бед..." (с)

Руководство Пинуил Роботикс разрабатывает человекоподобных киборгов, пытаясь довести их внешность, пластику, поведение до неотличимых от человеческих. Один из таких киборгов, Кэш, начиняется мощнейшей взрывчаткой под азванием "Стеклянная тень" и должна вступить в переговоры с высшим руководством Кобаяши Электроникс. Во время переговоров детонатор будет активирован и Пинуил теряет своего единственного конкурента, становясь хозяином мира.

План хорош, однако Кэш начинает себя вести не так, как планировали разработчики. Она заручается поддержкой инструктора рукопашного боя, Кольта, узнаёт от своего прототипа (девушки-киборга, в чьё тело была внедрена подобная взрывчатка на испытаниях), что ждёт её саму, и бежит с Кольтом от хозяев.
Руководство отправляет в погоню охотника на киборгов, психопата Бэнча, который преследует пару на протяжении всего фильма.

Побуждает интерес к побегу и помогает на протяжении фильма беглецам таинственный "говорящий рот" Мэрси, представитель третьей стороны в борьбе корпораций. Он же и жертвует собой, вызрывая Пинуил, тем самым позволяя Кольту и Кэш окончательно уйти.





Разбирая фильм я хотел бы поочерёдно обратить внимание на различные образы, которые предлагает режиссёр. На них стоит остановиться, чтобы приблизиться к пониманию того, что хотел сказать автор.

Образ будущего
Будущее человечества представлено страшным. Мы уже говорили с Вами о стиле "киберпанк", когда обсуждали антиутопичный вариант развития человечества. Глобальная урбанистическая застройка. Вездесущая власть капитала. Голод. Жестокость. Нищета. Насилие. Государства оттеснены на задний план. Ведущую роль ведут глобальные корпорации. У них своя армия, свои спецслужбы, свои кодексы правил. Правила эти в корне антигуманны. Мы узнаём о мерах наказания, применяемых в Пинуил Электроникс, когда Кольт запрашивает у компьютера о карательных мерах за физический контакт с киборгом. Жизнь человека вообще ничего не стоит.
Повстанцы описаного мира бунтуют не против правительств своих государств. Они бунтуют и сражаются с частными армиями корпораций. Однако символы государственной власти по прежнему остаются. Так Бенч, охотник на киборгов, в одном из баров предъявляет поддельный жетон полицейского, а в штабе Мэрси на столе стоит в рамке портрет хозяина в парадной форме американского морпеха.
Описан очень суровый мир, в который не попадает луч солнца. И альтернативой ему представляется лишь пустыня, где Кольт и Кэш находят последний приют. Пустыня, полная света. Там же, единственное место, где показана жизнеспособная флора. Тьма и свет, железо-бетон и растения, замкнутые пространства и свободные виды. Я как-будто даже запах слышу. И, конечно, постоянная угроза с одной стороны и безопасная безмятежность с другой.



Инверсия силы
Кольт является инструктором рукопашного боя, т.е. дадькой весьма не слабым. Он хорошо справляется с текущими задачами по выживанию, демонстрирует выносливость, уделывает опаснейшего Бенча в поединке. Однако на протяжении всего фильма режиссёр демонстрирует его слабость по сравнению с Кэш. Она быстрее, она сильнее, она не знает усталости. Она хоть и уязвима, но прочность её на порядок превосходит живучесть Кольта. Слабая на вид девушка оказывается сильнее крепкого мужика. И этот метод был применён задолго до того, как появилась голливудская мода на подобную инверсию. Сейчас даже и не назову ниодного известного произведения, где это было бы применено раньше.



Образ героя
"Это самое важное для идущего в битву мужчины", - говорит Мэрси, отдавая обручальное кольцо Кольту перед поединком с Бенчем.

Мэрси, бывший офицер морфлота США, герой, получивший смертельное ранение. Военные не дали погибнуть герою, заменив некоторые органы частями киборга. Но герой не принял тот мир, к которому всё пришло. Он восстал. Вельма - девушка-киборг - стала его боевой подругой и женой, ближайшим соратником. Они воевали с целью освободить киборгов от рабства.

Применим тот же метод, подкорректируем декорации, бережно относясь к сути сказанного.
Мэрси - истинный воин, получивший посвящение в дела страдающих. Воин, преисполненный любви к тем, кого защищает. Он не супермен, характерный для западной героической традиции. Он жертвенно сражается сам, организует и ведёт за собой других. Есть в нём черты коллективистского героического духа, характерного для альтернативного Запада. И этого нельзя не отметить. Он сражается не за личную славу или выгоду. Он сражается во имя чего-то высшего, доступного человеку.





Образ врага
Враг олицетворяется председателем совета директоров Пинуил Электроникс - Мартином Данном. Респектабельный, уверенный, прогматичный сноб. Не удивительно, что режиссёр снарядил его под конец и клечатым костюмчиком с береткой для игры в минигольф - атрибутом хозяев нашего мира. Он является головой того левиафана-корпорации, который устроил мир таким, какой нам представлен. За его спиной финансовые потоки, миллионы людей, силовые структуры и правовой статус, с которыми не могут соперничать даже государства. Ему служат хладнокровные менеджеры, профессиональные техники, неошибающиеся счетоводы и такие психопаты, как Бенч, выполняющие самую грязную работу. Лицо Мартина является лицом корпоративной Америки, каким его видит режиссёр. И это безусловно лицо врага.



Образ любви и времени
"Любовь человека и киборга... Как Ромео и Джульетта. В этом есть что-то неизбежное... Она не может длиться вечно, даже если она настоящая. Она способна существовать только в одном случае. Один из вас должен принять время таким, каким оно является для вашего возлюбленного. Всё дело во времени. Кэш способна прожить тысячу лет, если они будут продолжать выпускать необходимые детали. Но Кольт 45-й засохнет как вчерашние краски. Ведь он всего лишь плоть и кровь. И станет лишь воспоминанием. Но если вы сможете хоть чуть перешагнуть через своё сознание, почувствовать время друг друга, тогда, быть может, вам хватит тех лет, что вы будете вместе". (с)

Я не приемлю тезис об истинной любви между человеком и машиной, даже если перед нами полноценный искусственный интеллект. Также, как не может быть истинной любви к котику, растению или "Мерседес Х7". Это отдаёт фетишем. Также не принимаю тезис о возможности любви со стороны машины. Или цветочка, или котика. Может быть привязанность, зависимость, расчёт, но не любовь. Любовь присуща только человеку, а человек, это больше, чем интеллект и набор условных и безусловных поведенческих рефлексов. Но тем не менее, поднятая тема безусловно актуальна. Внеси корректив в художественную оболочку, и ядро мысли расцветёт во всей красе.

Ромео и Джульетта сгорели в пламени своей любви. Счастливые супружеские пары живут вместе почти столетие. Но когда супруга отпускает мужа в битву, или когда муж занимается опасной работой, или когда супруг везёт жену в роддом... или когда болезнь встаёт между любящими сердцами, возникает вопрос времени. Один из них должен принять время таким, каким оно является для возлюбленного, перестроить восприятие и почувствовать время другого.

"- Хотели бы Вы жить вечно?
-... Человек должен жить столько, сколько отмерил ему Бог"


Но знаем ли мы сколько времени отмерено каждому из нас?





Это не все яркие образы, представленные в фильме. Но это самые яркие из них. И мы всегда можем вернуться к их обсуждению в комментариях.
Жаль, что кинокритики и продюссеры не позволили безусловно талантливому режиссёру продолжить свою творческую деятельность в полной мере.

Tags: Антиутопия, Капитализм, Киборг, Кино, Метафизика, Мироустроительная война, Смотрим вместе
Subscribe

Posts from This Journal “Смотрим вместе” Tag

  • Об отзывах на фильмы

    Кинематограф играет огромную роль в современной жизни. Десятки жанров наполнены тысячами картин. Пересмотреть все невозможно даже самым ярым…

  • Смотрим вместе. Сумерки, Twilight (2008)

    Сумерки - это целая сага о вампирах, оборотнях и любви плохо себя чувствующей в обществе людей девочки к этим персонажам. Что самое интересное в…

  • Богемская рапсодия, Bohemian Rhapsody (2018)

    Очень хорошо сделанный биографический фильм не о "Queen", как могли бы подумать, а именно о Фредди Меркьюри. Говорят, что…

promo badgun159 april 25, 2015 21:01 1
Buy for 30 tokens
Дорогой читатель. Вашему вниманию предлагается небольшой рассказ, затрагивающий ключевые вопросы жизни и смерти, мотивации и преодоления, делающие человека человеком. Рассказ состоит из трёх последовательных частей и рассчитан на непрерывное прочтение с кротчайшими паузами на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments