badgun159 (badgun159) wrote,
badgun159
badgun159

Category:

Истоки русского героизма. Типологические черты

Начав описывать истоки русского героизма я ставил себе задачу составить единый рассказ, используя материалы Газеты СВ, повествующий об этих самых истоках и типологических чертах русского героя, позволивших Руси уцелеть в раннем средневековье, укрепиться в статусе Московского царства, перерости в крупнейшую в мире Империю и расцвести в Советском Союзе, несущем свет равенства, братства и свободы от потребительсткого выживания для творческого труда. Задачей было показать в нас сегодняшних древнюю героическую традицию, сильно отличающуюся от западной европейской и восточной азиатской именно своим сочетания коллективного и индивидуального начала. Однако, увлекшись подробным описанием конкретных примеров, я сам того не заметив отклонился от темы. Сейчас предлагаю подвести промежуточный итог нашей работе и, кое в чём повториться.




Говоря о русском героизме, мы фактически говорим о главной черте национального характера русского народа, который, конечно же, и народ-труженик, и народ-творец, и народ-мироустроитель, но прежде всего — народ-воин. Русский национальный воинский характер к моменту избавления от ига уже окончательно сложился. В дальнейшем этот характер развивался, оттачивался, совершенствовался, но в своих базовых основаниях более не менялся. И развитие этого характера от воинов Дмитрия Донского к суворовским «чудо-богатырям», от багратионовских гвардейцев до героев Великой Отечественной шло по восходящей.

Мы уже говорили о роли героев в мифологическом народном сознании. Отмечали и главные задачи героев: очистка сотворённого богами мира от остатков первозданного Хаоса, защита людей от проявлений Хаоса, от физических чудовищ, до скверных черт характера самого человека, несправедливости, зла и раздора.
Самым видным героев такого типа был, конечно, древнегреческий Геракл. Геракла почитали сами эллины, родственные им и покорённые народы (например, Ахиллес, который по чину - царь мирмидонский, из г. Мирмикон, что в акватории Азовского моря, со слов Льва Диакона (X в.) был скифом, очень почитал Геракла). О Геракле знали и на Руси под именем Семаргла или Ираклия, как об образце воинского духа. И пришло это знание от Византии - правопреемницы Восточной Римской Империи, в подчинении которой находилась и Греция. Помимо Геракла с Византии пришёл и образ Георгия-Победоносца.

И здесь стоило бы провести некоторые параллели между героизмом Руси, получившей греческую героическую традицию, и героизмом Европы, получившей такую же греческую героическую традицию. Очевидно, что они отличаются. Чем же?

Дело в том, что Европа унаследовала героическое наследство от Западного Рима, который пал в начале первой половине первого тысячелетия под натиском варваров. Варвары (германцы в первую очередь) очень сильно разбавили греческие каноны своими понятиями героизма. Из этой смеси вытекло известное нам понимание рыцарства.



В основе индивидуальной рыцарской доблести лежит непреложная личная преданность сюзерену. Во время посвящения в рыцари, воин даёт в первую очередь слово верности своему сюзерену. Позже к этому под давлением церкви и писателей-романтиков добавились защита невинных, борьба со злом, изречения лишь правы, служение церкви и Богу и т.д. В обмен на такую личную преданность рыцарь получал от сюзерена коня и вооружение, которые стоили в то время целое состояние. Таким образом, рыцарь ступает на службу не королю, не Отечеству, а более богатому рыцарю. Так формируется строгая феодальная иерархия взаимоподчинений с такими понятиями как "Вассал моего вассала - не мой вассал" и т.д. Даже само название "рыцарь" адресует к созвучному во многих языках термину "риттер", "райтер", т.е. "всадник".

Таким образом, в ядре рыцарского этоса лежит именно личная преданность своему господину. Следом на неё накладывается честность, справедливость, защита невинных, служение Богу и т.д. И тут очень важно отметить, на кого распространяются эти архетипы поведения, а кто остаётся за их пределами. А распространяются они в первую очередь на тех, кто выше и на тех, кто на одной с рыцарем ступени в иерархии. В меньшей степени на тех, кто стоит ниже. А на тех, кто вне иерархии, принципы не распространяются вообще. На себе это очень хорошо ощутили наши предки, сдерживая тевтонцев, ливонцев и другие рыцарские ордена.
Второй важной особенностью архетипов рыцарского поведения является наличие свидетелей благородного поступка. Т.е. если рыцарь спас крестьянина от стаи волков, например, или торговца от разбойников, и об этом никто не рассказал в трактире и не сложил песню, то, считай, ничего и не было - только зря рисковал. Или же, сделал рыцарь какую-нибудь гадость, и об этом никто не узнал, то, считай, не было никакой гадости. Рыцарю глубоко наплевать на свои поступки. Рыцарю важно, чтобы о нём говорили, как о свершившем добрые поступки и не свершившем поступков злых. Именно поэтому настолько были развиты турниры, светские мероприятия, рыцарская культура, фольклор, внимание к атрибутике, этикету, ритуалам и т.д. Даже сейчас снимают фильмы про злых и добрых рыцарей.



Противоположное представление о героизме царило на Руси. Здесь было не так важно, как о тебе отзовутся современники или потомки, не так важно, какими почестями тебя будут честовать. На первое место становится внутреннее понимание величины того вклада, что тобой внесён в  жизнь Отечества. Поэтому богатыри шли на вражескую землю, без шансов прославиться. Поэтому горожане сражались в монголами за каждую улицу, за каждый дом, зная, что им всё равно не уцелеть. Поэтому Дмитрий Донской снял княжьи доспехи и встал в первых рядах, показав готовность кануть в неизвестность как простой ополченец. И именно поэтому Мамаю не удалось сломить в бегство Большой полк русского войска на Куликовом поле.



Византия передала Руси греческий героический эталон с меньшими искажениями, а Русь приспособила его к тяжёлой жизни в северной стране. В русской земле господствует относительное короткое лето и продолжительная зима. Здесь нельзя вырастить два-три урожая в год. Каждый пятый год знаменуется наводнением или засухой, а каждый восьмой - летними заморозками, убивающими посевы. Одна только жизнь в таких условиях уже делает русского человека предельно стойким, готовым в любой момент оказаться без имущества и полуголодному существованию. А к этому добавляется ещё и постоянная необходимость с оружием в руках защищать своё скромное хозяйство от постоянных набегов то с Запада, то с Востока.

Такая жизнь зарождала в русском крестьянине способность и готовность переносить запредельные нагрузки и форсированно выдавать максимальный результат за кротчайшие сроки. А в русском воине невероятную стойкость - качество, которое ставило в тупик всех, кто с ним сталкивался. Русские выстаивали под градом стрел византийцев, под натиском кочевничьих орд, под англо-французской картечью в Севастополе, под страшнейшим артиллерийским огнём Вермахта. Выстаивали, собирали силы и наносили смертельный решающий удар врагу.


Колоссальный материал о русском героическом духе хранят былины, летописи, сказания, сказки и др. Но о них мы поговорим в следующий раз.


Tags: Газета, Героизм, История, Классическая война, Куликовская битва, Русский героизм, Рыцари, СВ
Subscribe

Posts from This Journal “Русский героизм” Tag

promo badgun159 april 25, 2015 21:01 1
Buy for 30 tokens
Дорогой читатель. Вашему вниманию предлагается небольшой рассказ, затрагивающий ключевые вопросы жизни и смерти, мотивации и преодоления, делающие человека человеком. Рассказ состоит из трёх последовательных частей и рассчитан на непрерывное прочтение с кротчайшими паузами на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments